Скоро исполнится пять лет с момента подписания первого Минского соглашения. Оно должно было положить конец кровавой драме, разыгравшейся на украинском востоке. К сожалению, этого не произошло. После «Минска-1» был донецкий аэропорт, Дебальцево, а затем подписание «Минска-2». Однако и этот документ не принес мир на многострадальную землю Донбасса.
После тех событий прошло уже пять лет, а на линии разграничения продолжают гибнуть люди. Живы ли еще Минские соглашения или нужно искать другой способ урегулирования конфликта? Почему стороны до сих не могут договориться? И стоит ли ожидать подписания «Минска-3»?
Минские соглашения: что это такое?
Минские соглашения – это пакет документов, принятых для урегулирования вооруженного конфликта на Донбассе. Это два соглашения, обычно их называют «Минск-1» и «Минск-2»:
«Минск-1». На самом деле, документ подписанный в сентябре 2014 года, называется «Минский протокол». Подписи под ним поставили: украинский экс-президент Леонид Кучма, представительница ОБСЕ Хайди Тальявини, российский посол в Украине Михаил Зурабов, а также главы непризнанных республик: Захарченко и Плотницкий. Документ предполагал полное прекращение огня с 18.00 дня подписания.

«Минск-2». Официально он считается дополнением к первому протоколу. Он был подписан при участии глав Франции, Германии, Украины и России 12 февраля 2015 года в Минске. Его подписали представители участников «Нормандской четверки», а также главы непризнанных республик. Позже «Минск-2» был одобрен на заседании Совбеза ООН.
Минские соглашения считаются краеугольным камнем процесса урегулирования конфликта на Донбассе. И Россия, и Украина постоянно декларируют свою приверженность этим документам. Что, правда, не мешает сторонам трактовать их по-своему.
В последние годы с украинской стороны все чаще раздаются призывы «улучшить» Минские соглашения. А недавно немецкий канцлер фрау Меркель заявила, эти документы «не высечены на камне».
Как подписывался Минск-1 и Минск-2
Первый «Минск» был подписан 5 сентября 2014 года. На протяжении последних месяцев весны и всего лета украинская армия и добровольческие батальоны вели наступательные действия на Донбассе.
Под контроль Киева вернулись Славянск, Краматорск, Северодонецк, Артемовск, Мариуполь. В фактической осаде оказались Донецк, Горловка и Луганск. Казалось бы, дни непризнанных республик подходят к завершению. Но потом случилось военное «чудо»: ополчение смогло нанести серьезное поражение ВСУ под Илловайском. Киев утверждает, что противников украинской армии были не ополченцы, а регулярные российские военные.

Как бы то ни было, после Илловайска Украины подписала невыгодные для себя Минские соглашения. Согласно им, боевые действия прекращались, стороны обменивались заложниками и пленными, российско-украинская граница переходила под контроль ОБСЕ. Киев обязался провести досрочные местные выборы. Ничего из вышеперечисленного так и не было выполнено.
Всю осень 2014 года на Донбассе шли бои, серьезное обострение обстановки произошло зимой – силы ополчения пошли в наступление на Дебальцево. В ходе этой операции они планировали взять город и окружить крупную группировку ВСУ. В этот раз «котла» не получилось, но Киеву опять пришлось садиться за стол переговоров. Так появился «Минск-2».
Документ содержал 13 пунктов, он обязывал стороны прекратить огонь, отвести тяжелое вооружение на 50 км от линии соприкосновения, обменять всех пленных. Украина обещала изменить Конституцию и внести в нее положение об особом статусе ОРДЛО.
Почему Минские соглашения не работают?
Пункты Минских соглашений можно разделить на два блока. Один из них касается вопросов безопасности, второй – политических условий. К первой группе относятся вопросы прекращения огня, отвод войск и техники, обмен пленными. А также, что самое важное, передача российско-украинской границы под контроль Киева. Ко второй – проведение выборов в ОРДЛО, закрепление их особого статуса в украинской Конституции.
Киев заинтересован в выполнении первой группы пунктов, Москва – во второй. Сейчас все упирается в очередность их реализации. Украина хорошо понимает, что «Минск» в российской интерпретации – это потеря суверенитета и путь к распаду страны. Поэтому украинские политики уже давно и открыто заявляют о неприемлемости изменения Конституции и особого статуса Донбасса.

Вопрос о проведении выборов в ОРДЛО тоже не прост. Киев согласен на них, но предварительно требует отдать ему контроль над границей, вывести из непризнанных территорий иностранных военных, восстановить на них работу украинских органов власти. В соглашениях указано, что выборы должны пройти по законодательству Украины, так что эти требования кажутся вполне обоснованными.
Сегодня Донбасс – это территория бедствия, с разрушенной инфраструктурой, не работающими заводами и затопленными шахтами. Население разбегается оттуда. Одно только разминирование потребует миллионов долларов и многих лет работы саперов. У Украины просто нет ресурсов для восстановления этого региона, поэтому она не сильно спешит интегрировать его.
России же приходится содержать непризнанные республики, и это обходится ей в 2-3 млрд долларов в год. Для Москвы идеальный вариант – «впихнуть» ОРДЛО в политическое тело Украины, оставив себе нынешний контроль над ним. В Киеве как могут сопротивляются этому.
Учитывая, какие противоречивые цели ставят себе основные участники конфликта, неудивительно, что ни «Минск-1», ни «Минск-2» до сих пор не выполнен. Хотя, нужно признать: эти соглашения способствовали уменьшению кровопролития и остановили военные действия в ее самой горячей фазе.